ПРОГРАММА КУРСА PROTOFOTO

МЕТОД - 22 Семинара

  1. Вводный семинар. Комментарии к программе. Терминология, лексикон и критерии. Образовательные ресурсы. Первое портфолио-ревью. Предварительные обсуждения будущих тем, замыслов и форматы фотографических практик. Мотивации.
  2. История фотографического медиума. Линейная и нелинейная концепции локализации фотографического медиума во времени, археология медиа. Хронология технологического совершенствования, развитие методов и 'сущностные' открытия. Расширение границ фотографического медиума, гибридность, интерференции. Фотография и социальные преобразования. Междисциплинарность. Принцип 'воображаемого музея' (Artempo, де Кирико, Дюшан/Андре Мальро/Жан-Юбер Мартен). 'Дематериализация' искусства. 'Визуальный поворот'.
  3. Начало работы над проектом - тема, планирование, драматургия, нарратив/иллюстрирование, интерпретация, отбор визуального материала, изучение визуального контекста, тексты, выбор формы реализации, продвижение.
  4. Законы восприятия визуальной информации. Аффект. Антропоцентричность. Отстранение. Гештальт. Иероглиф. Абстрагирование. Визуализация времени. Переселение образов и цитирование. Психоанализ. 'Icon', шедевр, мем, троп. 'Йеху'.
  5. Язык фотографии. Теория образа. Девербализация. Технологическое воплощение и конвенции восприятия. Знаки и символы. Герметичность и интерпретация. Фотогения. Мимесис, метафора, аллюзия, оммаж. Pars pro toto.Трансгрессия. Событие фотографии, 'добавленная стоимость', симулякры. Дистанцирование во времени и палимпсест. Репрезентация времени. Pastiche.
  6. Композиция. Декомпозиция. Трансформация конвенций. Фрейминг. Симметрия и асимметрия. Точка и линия. Форма. 'Реверсивность'. Ритм. Конфликт. Символ. Метаморфозы. Дисфигурация. Гротеск. Управление смыслами. Визуальный шум. 'Великий уравнитель' Мальро. Eyecatchers. Репетитивность, орнаментация и паттерн. Масштабирование. 'Ошибки'. 'Анти-традиция' 'не соотносительного'. Cosa mentale.
  7. Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное. Исторические 'бумеранги'. Географические интерференции. Антропологическая корреляция. Норма и отклонение. Категория вкуса. Девальвация/метаморфозы категории прекрасного/безобразного. Хоррор.
  8. Свет. Инструмент. Религиозная семантика. Сценография и драматургия . Скиаграфия, 'chiaroscuro', 'sfumato', 'clair-obscur', моделирование, тенебризм, 'голливуд', контражур. Тень. Типы и схемы освещения в фотографии. 'Deadpan'. Свет как субъект.
  9. Цвет. Гармония и аффект. Семантика. 'Технологический' цвет. Timeline. Kodachrome. Цвет как субъект. Психология восприятия цвета, синестезия. 'Модный' цвет.
  10. Черно-белый мир фотографии. Этимология и символизм. Технологический фактор. Идеологические функции. Инь/Янь. Графический бэкграунд. Преимущества и необходимость использования ахроматических цветов. Эстетика травмы. Постколониальный тренд и антропология.
  11. Манипуляции и апроприации. Деконструкция, деформация, дефрагментация, инверсия, палимпсест, коллаж, mixed media.Технические фотографические творческие приемы.

ЖАНР - 9 Семинаров

  1. Жанры, гибридность и интерполяция, современные стилистические тренды.
  2. Портрет. Репрезентация, антропология. Красота и типичность. Интерпретация личности. Архивы, повседневность, селфи. Композиция, свет, цвет, атрибуты. Реальность и симулякр. 'Алфавит маски' Дамиш. 'Celebrities'.
  3. Человек как объект фотографического медиума. Тело. Дисфигурация. 'Политики тела'. Боди-хоррор. Группа, толпа.
  4. Пейзаж. Визуальные традиции. Визуальный конфликт и концептуализация пейзажа. Человек в пейзаже. Индустриальный пейзаж. Городской ландшафт. Land art. 'Игра в пустяки'. Экологический тренд, антропоцен. 'Site-specific'.
  5. Натюрморт. Визуальные традиции. Знаки и символы. Тривиальное и уникальное. Плоскости и формы. Хаос и орнаментация. Arte Povera. Fashion still life. Eat(Food) art.

ДОК - 12 Семинаров

  1. Документальная фотография. 'Реализм' и достоверность. Стиль FSA. Гуманистический тренд. Everyday projects. WPP. Событие и репортаж. Мамблкор. Snapshot. Блоггинг. 'Смерть' автора.
  2. Война, кризис, катастрофа, миграция. Репрезентация и эстетика трагического, от частного к обобщению, 'банальность зла'. Исследование и репортаж. Гиньоль.
  3. Архивы, postdoc исследование, found photo, мокьюментари, docudrama, симуляционизм, междисциплинарные проекты. Время как эстетический опыт. Мифологизация.
  4. Социальная антропология. Изучение явления, тренда, ритуала, социальной общности и локации, способы визуализации.
  5. Фотография в путешествии/экспедиции, этнографические проекты, визуальные дневники и трансляции изображений.

ИЗМЫ - 15 Cеминаров

  1. Новая вещественность(объектность), дегуманизация социума, веймарский синдром, 'manichino', новая фигуративность, мимесис, форма и типология.
  2. Авангард, технологический прогресс, новое видение, геометризация и кристаллизация. DADA. Bauhaus. ВХУТЕМАС. Сезанн и Малевич.
  3. Сюрреализм, машина сновидений, правила Кулешова, ребусы Магритта, часы Джорджо де Кирико, феномен Дали. Случайность и автоматизм. Абсурдистские традиции визуализации. Чешский феномен.
  4. Абстрактная фотография. Принципы редукции. Реабилитация цвета. Конструирование. Frame. Экспериментирование.
  5. Концептуальная фотография. Пластическое искусство и философия. Перформативность и отказ от визуальности. Трансгрессия. Изображение и текст. Каталогизация и типологии, Дюссельдорфская школа фотографии.
  6. Введение в теорию моды. Fashion фотография как лаборатория. Vogue/Harper’s Bazaar/новые медиа. Автономия экспериментов. Манипуляции, театрализация, референсы, мифологии, icons, 'объекты желания', 'camp', coolhunting. Арт коллаборации. Эра потребления, социальные сети.
  7. Popart и фотография. Эволюция иллюстрированных медиа. Уорхол. Апроприация и конвергенция. Высокое и низкое. Китч, кэмп, наив. Wordart. Реклама, clatter. 'Jackets'. Icons, референсы, китч как метод.
  8. Science art и фотография. Концептуализация исследования. Невидимое: macro\micro, рапид\таймлапс\гиперлапс. Феномен нейросетей.

ЭГО - 4 Семинара

  1. Самоидентификация, автопортрет, дневник. Другой, доппельгангер, альтер-эго, цифровые аватары. Self-concept. Art brut.
  2. Гендер, новый феминизм. 'Male gaze' в искусстве и социальные перемены. 'Новая женщина' как фотограф, начало ХХ века. Гендерная асимметрия. 'Институциональная критика'. 'Социальный поворот'. Metoo.

КИНО/ТЕАТР - 5 Cеминаров

  1. Кино и фотография. Динамика и статика. Сингулярность и протяженность во времени. Оптический мир. Фотогения, Луи Деллюк. Кадр, эпизод, монтаж. Границы нарратива, аффект. Документ и вымысел. Интерференции, цитирования и заимствования. Визуальная презентация - выставка, публикация, книга. Landmark кинематографисты.
  2. Театр и фотография. Свет, фрейм, планы и кулисы. Принципы сценографии. Театр художника. Форма абсурда. Метафора. Pars pro toto. Вуайеризм. Постдраматический театр, перфоманс и партиципаторные практики. 'Флюксус'. Новая медиальность. PERFORMA.

ГЕО - 14 Семинаров

  1. Фотография в СССР, авангард, табу, реабилитация 'картины', 1934, цензура, документирование, бытовая фотография, советский пикториализм. Пропаганда, антиэстетика, мифологизация. 'Партизанские' практики, субкультура, нонконформизм, концептуализм.
  2. 'Американская фотография', исторический экскурс, художественный бэкграунд, стилистические новеллы, кинематографичность, социальный нарратив. Highways, suburbs/окрестности, privacy/частная жизнь, Нью Йорк. Group f.64. LIFE.
  3. 'Японская фотография', исторический экскурс, буддизм и синтоизм как эстетическая традиция, нихонга и ега, иероглифика и укиё, манга и визуальный нарратив. Provoke. Photobooks.
  4. 'Китайская фотография', исторический экскурс, эстетический бэкграунд ,культ личности Мао, проектная фотография, экологическая проблематика, новый пейзаж, fashion индустрия, китч.
  5. 'Голландская фотография', новый пикториализм, портретирование, 'ренессансный' свет, 'houding', 'искусство описания' и 'неоклассика'. FOAM.
  6. 'Африканская фотография', исторический экскурс, мифологии, особенности визуализации- ритм, цвет, паттерны и символика. New black vanguard, постколониальный дискурс. The Black Atlantic. Этническая идентификация. Кинематографический бэкграунд.
  7. 'Мексиканская фотография'. Доколумбовый визионерский пантеон, католическая эстетическая традиция и модернизм, эстетизация социального протеста, кинематографические практики, костумбризм. Свет и тень. Эйзенштейн. Бунюэль.

ПРОЕКТ - 12 Семинаров

  1. Архитектура фотографического проекта - 'синтаксис'. Герой, явление, проблема, тенденция. Исследование, процесс и типология, 'остранение'/деконструкция, репрезентация, документирование, коммуникация. Вечные сюжеты. Бриколаж. Способы визуализации и дешифровка. 'Процессуальность' проекта.
  2. Photobook - книга фотографа/художника. Artists' books - традиции создания визуального нарратива. Знаковые фотокниги. Японский феномен. Алгоритмы визуализации замысла. Отбор изображений, идеология и последовательность высказывания, дизайн, текст, дополнительный визуальный материал, воплощение, продвижение смыслов. Способы репрезентации изображений в публичном пространстве. Виртуальные пространства.
  3. Выставка. Знаковые художественные и фотографические выставки. Мегашоу. Мутации музейных и общественных пространств. Основные аспекты: концепция, архитектура, контекстуализация, навигация. Лабиринт. Спациализм. Кураторство как художественная практика.
  4. Медиа и фотография, исторический обзор. Новые медиа, пост медиа, новая медиальность. Дематериализация изображения. Авторство и 'депрофессионализация'.
  5. Стратегии продвижения. Мотивации. Photo media ресурсы, агентства, творческие объединения, фестивали, конкурсы, гранты, резиденции. Рынок.
  6. Презентация проектов.